пятница, 27 марта 2009 г.

Вампир туманов, или на Dark Powers неча пенять..

Итак, обещанный пост на готическую тему.

Вообще меня пару раз спрашивали, почему я люблю сию тему и что я там для себя нашла. Меня знают как очень позитивного человека, не склонного к мрачным исходам, депрессивным сюжетам и подсознательным страхам. Что же мне ловить в готике, в мраке подземелий и темных душ?

Ответ простой и парадоксальный. Чем темнее Тьма, тем ярче в ней сияет Свет.

Я люблю далеко не всякую готику. Большинство классических "ужастиков", включая "Дракулу" Брэма Стокера, заставили меня зевать от скуки. "Франкенштейн" Мэри Шелли вызвал озадаченное, но отчетливое сочувствие Монстру и желание помочь Монстру углючить безответственного идиота Франкенштейна. Кинга я не люблю, Энн Райс вызывает омерзение, Лавкрафта с его Ктулху как-то вообще не хочется даже трогать, большинство современной "готической фэнтези" оставляет в полнейшем недоумении - ради чего бумагу переводили.

Короче, я очень привередливый готический читатель/зритель. Но есть три произведения готического жанра, которые меня очаровали внафиг. И все эти три произведения объединяет то, что они исследуют не традиционную ужастиково-готическую тьму, а свет, надежду, эстель, называйте как хотите, ослепительный позитив на фоне чернющего негатива.

Первый - это основа культуры современных готов, фильм "Ворон". Тяжелейший, бьющий по подсознанию коваными сапогами, требующий огромных сил для просмотра, он был и остался для меня одним из любимых фильмов навсегда. (А меня еще спрашивали, что я нашла в современной готической культуре...)

Второй - конечно, "Призрак Оперы".

Ну, а сегодня речь пойдет о третьем.

Как ролевик, я в курсе о существовании ролевого фэнтези-мира Равенлофт. Точнее, конечно, он называется "демиплан Ужаса", а Равенлофт - это торговая марка такая, по названию первого модуля (сюжета) этого мира. Кстати, автором этого модуля был Трейси Хикмен, один из авторов знаменитого Кринна. Этот мир насквозь готический, основная его тема - Все Плохо, а завтра будет еще хуже. Такой вот готический оптимизм.

Рулбуки (книги, содержащие правила игры по Равенлофту) постоянно подчеркивают, что задача ведущего - создать гнетущую, тяжелую атмосферу, что в Равенлофте хороших исходов быть не может, что персонажи (а лучше игроки) должны находиться в состоянии постоянного страха... Кому же понравится подобное, чтобы добровольно тратить свое время на пребывание в подобной атмосфере? Однако, судя по популярности Равенлофта, нравится многим. Это что-то сродни любителям читать в ЖЖ о разных звездецах: где-то там еще хуже, чем у нас. Людям нравится "пугаться не по-настоящему".

А я так не умею. Если я пугаюсь, то я пугаюсь, и никакого удовольствия от этого не испытываю.

Поэтому я по Равенлофту никогда не ходила, не водила и не стремилась.

При том, что я с интересом читаю те самые рулбуки - в них такая куча интересных сведений по разным темным существам! Ну где вы еще найдете такие подробные и систематизированные руководства по вампирам, оборотням и прочей нежити?

И тем не менее третье из вышеупомянутых произведений написано именно по Равенлофту. Больше того - это была первая книга в серии романов, действие которых происходит в этом мире.

Но началось все, собственно говоря, с пары рассказов, разысканных мной в сборниках по миру Забытых Королевств - "Тихое место" и "Один последний тост". Главный герой этих рассказов очаровал меня с ходу. Я думала, что все у него должно быть хорошо и замечательно... а потом узнала, что у этого же автора есть про этого же персонажа целый роман, и в скорейшем времени поспешила в "Дом английской книги" (ныне иностранной) на Кузнецком мосту.

Итак, знакомьтесь, кто не знаком - "Вампир туманов" Кристи Голден. Издан в 1991 году, переиздан в 2006.

Хит этой вещи - образ главного героя. Его зовут Jander Sunstar, и вот я до сих пор не знаю, как лучше транскрибировать имя - "Джандер" (традиционно) или "Яндер" (по-моему, правильнее), а вот то, что фамилию переводить надо, у меня сомнений нет. Потому что он действительно Солнечная Звезда, ухитряющаяся сиять в полнейшем мраке.

Сразу предупреждаю: книга нравится не всем. Поклонникам темного ангстового экшна тут ловить нечего. Основная тема книги - психология, переживания, развитие персонажей. Действие, безусловно, есть и весьма активно, но оно вторично и только отражает основное содержание.

Итак, Джандер. Солнечный эльф из мира Забытых Королевств. Последователь тамошнего солярного божества. Обладатель такой внешности, что его несколько раз принимали за воплощение этого самого божества. Любитель рассвета, музыки и всего растущего и цветущего. Блестящий флейтист и великолепный резчик по дереву и кости.

...Вампир.

До Кристи Голден никому не приходило в голову объединить в одном существе эльфовость и вампиризм. После нее эту идею начали эксплуатировать беспощадно, так что даже разработали целую подразновидность эльфийских вампиров - исключительно злобных и мерзких тварей. Но Джандер остался уникальным.

Будучи физически вампиром, душой он остался эльфом.

Знаете, я практически не встречала в фэнтези, кроме Толкина, удачных образов эльфов. Все маразматики какие-то дисбиливные. А вот Джандер у меня дисбилива не вызывает. Его вампирская внешняя сторона каким-то парадоксальным образом подчеркивает и высвечивает его эльфийскую сущность.

Я только недавно поняла, почему на самом деле он мне так нравится. У нас с ним совпадает элайнмент (хотя это тоже) социотип. Берется по банальному базису. Реактивная агрессивность, ненарушимая внутренняя мораль при кажущейся внешней аморальности, сохранение своей личности как высшая ценность - это все тоже характерно для нас. Кто хочет поближе познакомиться с тем, как работают мотивации "Драйзера", you are welcome читать "Вампира туманов".

Джандера часто сравнивают с Луи из "Интервью с вампиром" Энн Райс. Оба они - вампиры, отказывающиеся от духовного падения, которое сопутствует вампиризму. Но Луи - слабая личность. Он исключительно гибок, легко прогибается под обстоятельства, но никогда не формирует их. Он - принципиально ведомый, он не ставит собственных целей и не пытается выбирать собственный путь, он совершенно не боец, он просто плывет в потоке обстоятельств.

А в "Вампире туманов" мы встречаемся с тем, как ту же задачу решает существо гордое, сильное и яростное.

Сражение тьмы и света в одной душе - еще одна прекрасная тема, разворачивающаяся в готическом окружении. "Призрак Оперы" как раз об этом. Но герой "Призрака Оперы" не понимает, что с ним происходит, не различает добро и зло, к этическому взрослению подходит только в финале. Джандер же вполне осознанно сражается с тьмой внутри себя - со своей вампирской сущностью, которая постоянно грозит разрушить его душу. Потерять себя - главное и единственное, чего он не может допустить; и он отчаянно, до последнего цепляется за все, что для него означает быть самим собой.

И сам не понимает, как же он в результате ярко, сильно и ясно сияет во тьме.

Содержание романа составляет история о том, как Джандер ищет губителя своей возлюбленной, и его параллельный духовный квест. Обе сюжетные линии приводят к противостоянию Джандера с супервампирлордом Страдом фон Заровичем, душой безнадежно темной и погибшей, хотя и не без элегантности. Единственное, что может ранить Страда - солнечный свет, и Джандеру удается обратить против супервампира священный солярный артефакт. Вампир, сражающийся солнечным светом - ничего себе метафора!

Но до конца добить вампирлорда не удается, тяжело раненый Страд ухитряется исчезнуть. А сам Джандер оказывается буквально выжжен изнутри этим светом, который он пропустил через себя. Но ему удается победить свою вампирскую сущность. Он отказывается и от мести, и от продолжения своего неестественного существования. С помощью своего друга, священника Саши, он выходит на солнце.

Многие не понимают этого финала. Ну как это - злодей остался жив, а герой сгорел на солнце? Они не понимают, что истинная победа духа - это победа над собой.

Увы, недавно я узнала, что эту мою любимую историю постиг страшный бэкфайр. Дело в том, что персонажи ролевых миров принадлежат не авторам, а держателям копирайта на эти миры. Так вот, разработчики мира Равенлофт официально объявили, что Джандер не сгорел. В следующую секунду после финала романа вновь возник магический туман, окутал Джандера и унес куда-то в далекий нафиг, подальше от солнечного света.

В принципе, я не могу не признать, что подобная черная шутка вполне в духе Равенлофта. Темные силы (Dark Powers), таинственная сущность, управляющая Равенлофтом, абсолютно беспощадны и беспринципны, а также любят по-плохому прикалываться. Но увы - от этого сильно слабеет духовное содержание романа. Потому что вот это действительно отмена победы Джандера. Для него победить означает перестать быть вампиром, а ему не дали это сделать, даже сгореть на солнце и то не дали. Очень грустно.

Правда, Виктор мне подсказал, что после такого "чудесного спасения" Джандер должен был сильно обидеться на Dark Powers и хотеть набить морду уже им. Абсолютно ту же мысль я нашла в одном из рулбуков (Champions of Darkness). Это меня хоть как-то обрадовало. Но... на Dark Powers неча пенять, коли зеркало кривое. На самом деле единственная причина этой комбинации из трех пальцев - дать тем, кто водит ролевки по Равенлофту, возможность использовать этого персонажа. На мой взгляд, адекватной вставки ни в один сюжет не получится просто потому, что игроки не дураки и читают те же книги, что и ведущие, и Джандера просто узнают.  В результате все это получается притянуто за уши, а художественную силу хорошей книги испортили. Неадекватный размен.

Но - свет всегда остается сиять во тьме. Кристи Голден на своем официальном сайте сказала, что она никогда не отказывалась от мысли написать продолжение "Вампира туманов". В создательницу Джандера я верю. Если кто-то и может вывести что-то положительное из этой кривой ситуации, то это она.

Удачных официальных изображений Джандера нет. Покопавшись в Интернете, я обнаружила очаровательную работу на Эльфвуде (автор Сью Ким):

(Вы поняли, что аватар к этому постингу сделан именно из этой картинки.)

Кроме того, к изданию 2006 года прилагается потрясающая обложка.

Что можно почитать в результате всего этого.

Рассказы, хронологически до "Вампира туманов": "Один последний тост", "Тихое место", "Кровавый спорт". Опубликованы в антологиях Realms of Magic, Realms of Valor и Realms of Infamy. Действие происходит в Забытых Королевствах. Где взять в электронном виде в Интернете, не знаю, тем более в оригинале. Я их в свое время чисто ради собственного удовольствия перевела, переводами могу поделиться.

Сам роман "Вампир туманов" у нас выпускался по-русски, но в явно промптовом переводе. При желании его нетрудно найти в Сети, но я сразу предупреждаю, что впечатление будет смазано кургузым текстом. Я в свое время сказала, что переводчика нужно Джандеру скормить на завтрак, предварительно подробно объяснив, что сие есть доброе и полезное дело. Я подумывала о любительском переводе, но меня заломало переводить целый роман. Так что если спикаете инглиш, лучше читать в оригинале. Оригиналом в электронном виде могу поделиться. Можно также поискать на зарубежных торрентах.

Для особо продвинутых любителей - рулбуки Villains' Lorebook, Children of the Night: Vampires и Champions of Darkness. Берутся на зарубежных торрентах или с сайта http://www.wisards.com.

Комментариев нет:

Отправить комментарий