среда, 16 сентября 2009 г.

Рыжик - уже из глубин сна, растроганно:-

Вот есть бог на небе, правда. У Рыжика опять день рождения. Поздравляю. Желаю тепла и океанов в компании меня.

1. Недавно Рыжик говорит с каким-то даже негодованием:
- Марусь, вот я ей-богу не знаю, чего я тебя так люблю. Я пыталась проанализировать даже.
- Ну?
- Ну. Не получилось. Люблю. Но не знаю почему. Может, это что-то противоестественное?
Тут на моей пышной груди расстегнулась шелковая кофточка. А я в кои-то веки фуфайку с начесом не пододела. Рыжик покосилась и спрашивает:
- Ты к какой мысли меня подталкиваешь?
2. Идем в парк Гуэль. У меня болит голова. Рыжик зарывается в тряпки маленького дизайнерского магазина и долго примеряет бестолковый розовый сарафанчик.
- А что с тобой, Мари?
- Голова трещит.
Огорченно:
- О-о... Ну хочешь, еще в один магазин зайдем?
- Заботливая ты моя. Мало одного сарафана?
3. За едой. Внезапно, очень взволнованно:
- Почему мне так дорога Мари? - причем смотрит в сотовый телефон.
- Ты у меня спрашиваешь? - уточняю я, но Рыжик уже забыла свой вопрос и тихо грызет какую-то ракушку.
4. В испанском походе. Я лежу и думаю, надо Рыжику сказть: Рыжик, хорошо, что ты есть. Но какими словами? Засыпаю. В четыре утра вскакиваю от вопля:
- Shut the fuck uuuuup! - Рыжик орет с балкона на невидимых врагов, которые мешают ей отдыхать. Засыпаю в большом сомнении.
5. Тем не менее, мысль сообщить хорошее меня не покидает. Решаю выразить свои чувства наглядно, при помощи жидкости для снятия лака. Рыжик содрал лак с одного ногтя, больно смотреть. Утром собираюсь в магазин. Рыжик, приподнимаясь на локте:
- Мари! Мне такое снится! ты тут против меня, представляешь? Мари! - жалобным голосом. - Ты ведь за меня, а не за них?
- Ну конечно! А за кого - за них?
- Я испугалась, что ты против меня!.. Ну теперь я им покажу... Ты завтракай без меня, мне там надо... разобраться... кое с кем. Я посплю... я быстро... тут такое...
- Спи, спи! Я тебе смывку для лака принесу.
Рыжик - уже из глубин сна, растроганно:
- Мари! Святая! Святая!
У меня мильен таких историй, но и так все понятно, полагаю.

Как вам такой салон красоты?

Около года назад прола книгу "БГ.Суад.Соженная заживо" http://lib.babr.ru/?book=3505 и осталась под очень большим впечатлением. Книга автобиографиеская, про то как девушку сожгли её родственники. Ну и не только про это, а про восточные нравы вообще. Про то, что нельзя поднять глаз, когда идёшь одна по улице, про то, как её мать душила своих детей, если рождались девочки и прочии ужасы женщины в восточном мире. Самое страшное, что описанное в книге не еденичный случай и является нормой в том "паралельном мире", в котором они живут. Им до сих пор нельзя показывать лица, носить брюки, их забивают камнями и не считают за полноценных людей. Если девушку изнасиловали, то её семья сама старается смыть позор с себя, не сделай они этого - им "поможет" общественность вокруг. Иногда, защищая девушек от верной смерти, их обвиняют якобы в провокации насильника и сажают в тюрьму, там больше шансов выжить!
А вчера наткнулась на статью "Женщины, у которых отняли лицо". Страшные фотки из салона красоты под катом
На востоке женщина - существо беззащитное. Мужчины запрещают им показывать свои лица, а часто, разозлившись, просто уничтожают красоту физически. Плеснуть в лицо девушке кипятком или кислотой - такое далеко не редкость в арабских странах. Пострадавших - многие сотни. Общество защитить их не в силах, да и не испытывает большого желания.
В Пакистане открылся салон красоты, работницы которого своим внешним видом могут шокировать неподготовленного клиента.
Ведь открыт он при реабилитационном центре для женщин, пострадавших от ожогов.
Кислота и горючие смеси - популярное средство расправы в Пакистане.
Вот всего несколько реальных историй женщин, которые стали жертвами такой страшной мести.
Поэтому от женщин, желающих попасть в этот центр, нет отбоя.
1. 26-летняя Саира Лиакат держит фотографию себя в 16-летнем возрасте. В 15 лет она вышла замуж за своего родственника, который в последствии изуродовал ее за отказ жить с ним. Чтобы попытаться избавиться от шрамов, Саира перенесла 9 операций. Теперь она работает косметологом в центре реабилитации для женщин, пострадавших от ожегов.
2. 18-летняя Шамим Ахтер позирует для фотографа у себя дома в городе Джанг, Пакистан. Три года назад ее изнасиловали трое парней, после чего облили ее кислотой. Она перенесла 10 операций в попытке вернуть себе былую внешность.
3. 30-летняя Сабира Султана накладывает макияж у себя дома в городе Джелум, Пакистан. Беременную женщину облил бензином и поджег ее муж за то, что ее родители отдали за дочь недостаточно приданного. Сабира перенесла 20 пластических операций.
4. 30-летняя жительница Исламабада Ирум Саид пострадала 12 лет назад от парня, за которого она не захотела выходить замуж. Об облил ее лицо, плечи и спину прямо посреди улицы. Девушка перенесла 25 пластических операций.
5. 16-летнюю Атию Халил 3 года назад облили кислотой родственники соседского парня, после того, как девушка не захотела стать его женой. Атия ложилась под нож хирурга уже три раза.
6. 28-летняя Уруж Акбар делает маникюр в пакистанском реабилитационном центре. Около трех лет назад разъяренный муж облил девушку керосином, пока она спала, и поджег. Вырученный от работы деньги Уруж тратит на поддержку своей дочери, которую она практически не видит после инцидента.
7. 16-летнюю Наджаф Султана в возрасте 5 лет поджег во время сна ее собственный отец. Он просто не хотел, чтобы в его семье была еще одна девочка. В результате поджега девочка ослепла, и родители ее бросили. Теперь она живет со своими родственниками. Наджаф перенесла 15 пластических операций.
8. 32-летняя Шаназ, жительница пакистанского города Джелум, была облита кислотой 19 лет назад своими родственниками. Ее родители отказались отдавать дочь замуж за парня из своей же семьи. Шаназ сделали 8 пластических операций.
9. Саира Лиакат делает макияж клиентке. Девушка благодарна, что в реабилитационном центре ей доверили работу косметолога, но волнуется, что ее может подвести ее плохое зрение.
А ЧТО ДУМАЕТЕ ВЫ? пошли бы вы в такой салон? а смогли бы вы жить в такой стране?

Бунтарский возраст. Нехочухин возраст

Бунтарский возраст Где лучше проявить твердость, как грамотно дискутировать с гневным чадом и как утешить вопящего посреди улицы ребенка?
Вспышки гнева - необходимый этап развития ребенка. Но родителям на этом этапе
не позавидуешь. Поэтому стоит вооружиться знаниями и освоить особую тактику.
Какие вопросы можно обсудить, а где лучше проявить твердость, как грамотно
дискутировать с гневным чадом и как утешить вопящего посреди улицы ребенка?
Торговые центры и всевозможные ярмарки - излюбленное место отдыха многих
родителей с детьми. Чего лучше - работает кондиционер, на воротах - охранник,
так что ребенку некуда потеряться, всевозможные увеселения и закусочные под
рукой, а в праздники еще и клоуны с фокусниками развлекают детей. Но почти
каждый из нас знает, как легко превратить развлечение в мучение, а приятную
семейную прогулку - в мини-ужастик.
«До рождения дочери мне всегда казалось, что другие просто не умеют воспитывать
своих детей, - рассказала мне недавно подруга Данка. - У меня была возможность
досыта налюбоваться на маленьких чудовищ, изо всех сил вопивших: «Не хочу! Купи
мне это! Да-а-ай!». Только я не понимала тогда состояния их несчастных
родителей. Теперь-то я часто сама не знаю - волочь ли мою упрямицу прочь,
уступить ей (только бы, наконец, замолчала) или проявить педагогическую
твердость, невзирая на позор. Короче, семейные радости в максимальном объеме.
Недавно я видела семейство, которому на мой взгляд нужно вручить «Оскара» в
номинации «Образцовая семейная драма года». Младшенький (лет трех на вид)
категорически отказался зайти в пиццерию, чтобы перекусить вместе с папой,
мамой и старшей сестрой. Его куда больше интересовала машинка, из тех, куда
бросают монетку - и она начинает раскачиваться. Впрочем, денег дитя не просило,
но и вылезать из средства передвижения не собиралось. Тогда родители просто
оставили дитятко снаружи и вошли в пиццерию. Заметив, что на него больше не
обращают внимания, мальчик побежал за ними и с плачем принялся носиться вокруг
столика кругами. Пару раз он бросался на пол - в знак протеста. Мать попыталась
притянуть его к себе за руку, в результате ребенок очередной раз шлепнулся на
пол и заорал еще громче. Ни уговоры, ни угрозы «вот сейчас тебя полицейский
заберет», ни посулы «мама закажет твою любимую пиццу» - не работали. В конце
концов обессиленным родителям пришлось по очереди нести вахту, присматривая за
мальчонкой снаружи пиццерии, чтобы остальные члены семьи могли спокойно
пообедать».
По словам детского психиатра д-ра Мири Керен, руководительницы отдела душевного
здоровья младенца (больничная касса «Клалит»), вспышки гнева у детей могут
принимать самые неожиданные формы. В первую очередь, это зависит от характера
ребенка. Оказывает влияние и его отношения с родителями, и их умение внушить
ребенку допустимые границы поведения. Но есть и несколько общих правил, при
помощи которых можно помочь ребенку достойно выйти из кризисной ситуации или,
по меньшей мере, ослабить вспышку детского гнева.
«Нехочухин возраст»
- Вспышки гнева чаще всего начинаются к двум годам, - говорит д-р Керен. - Так
проявляются попытки ребенка утвердить свою независимость. Этот возраст
психологи называют «бунтарский» - и вспышки гнева являются частью нормального
эмоционального развития ребенка. Выражаются они в упорно повторяемом «нет» и
«не хочу», а иногда - в агрессивном поведении. Но ведь эти эмоции характерны
для всех, мы тоже иногда хотели бы излить их наружу. Младенец появляется на
свет с врожденной способностью проявлять злость - без нее он бы не выжил.
Голод, необходимость сменить пеленки или потребность в ласке заставляют малыша
первых месяцев жизни громко плакать, бросать предметы, злиться. И только к двум
годам физические проявления негативных эмоций сменяются их словесной
интерпретацией - пресловутым «не хочу!».
Две молодые мамы, Дорит (25) и Элла (26), описывают «нехочухин возраст» на
основе собственных впечатлений. «Лиз может плакать часами, она прекрасно знает,
как ее плач действует на меня - сил нет это выдержать. Я готова дать ей все,
чего она добивается, - сознается Дорит. - А если я собираюсь с духом и хочу
проявить твердость, не выдерживает муж: «Пусть получит, что хочет, только пусть
замолчит!». В последнее время к слезам добавилось еще одно испытание - что бы я
ни предложила, ответом будет: «Нет».
- Бесконечный плач и постоянные отказы очень характерны для малышей-двухлеток,
- комментирует д-р Керен. - Кажется, ребенку в этом возрасте намного легче
сказать слово «нет», даже если на самом деле ему хочется ответить «да». Они
говорят «нет» еще того, как папа или мама успевают что-либо предложить.
Для бунтарского возраста характерны и другие слова: «я», «это мое» и «не хочу».
При помощи словечка «нет» малыш определяет для себя и для других свои желания -
и наоборот. Так, вы приносите своему ребенку желтые штанишки. В сущности, ему
нет большой разницы, какой цвет он хочет надеть, но вы услышите твердое «нет» -
малыш пытается отстоять за собой право выбора. Принеся ему взамен синие
штанишки, вы ничего не выиграете. Лучше сразу предложить упрямцу на выбор две
пары - и проблема будет разрешена.
Йонит, дочка Эллы, использовала «нет» вполне «по книге». Прошло почти полгода,
пока девочка научилась отвечать «да», чтобы добиться желаемого. Но и теперь в
ее лексиконе пребладают выражения: «Это моя кукла» или «Это не твой мячик».
Супчик - нет, ванночка - нет, чистить зубки - не хочу. Зато любимая
видеокассета и мороженое - да.
Стыд и срам
Этап, на котором ребенок учится отказываться, может вызвать множество
конфликтов. Ребенку еще только предстоит освоить науку «грамотного» проявления
негативных эмоций. И для этого ему понадобится поддержка окружающих, в первую
очередь - родителей. Поэтому так важна их реакция на «выходки» ребенка.
К трем с половиной годам ребенок постигает влияние своего поведения на других
людей. Вот что говорит д-р Керен:
- В большинстве случаев к этому возрасту агрессивность и внутренние опасения
находят выражение в снах и в так называемых детских страхах, вспышки гнева
становятся реже. В 5-6 лет ребенок уже умеет выразить отрицательные эмоции в
общепринятой, вербальной форме, хотя и не всегда умеет совладать с собой.
Процесс освоения «науки сердиться» завершается только в подростковом возрасте,
хотя многие взрослые в гневе ведут себя немногим лучше малышей.
Ну, а пока ребенок растет, родителям приходится осваивать науку преодоления
детских вспышек. Приведу типичный пример: вы делаете покупки, и ребенок просит
купить ему машинку в супермаркете. Вы покупаете. Затем он просит леденец - и
получает его. На третью просьбу вы отвечаете вежливым отказом: «Ты уже получил
два подарка, на сегодня хватит». Реакция ребенка может варьироваться от нытья,
нудного плача или настойчивых просьб до укладывания на пол или вышвыривания
товаров с магазинных полок. Ситуация неловкая, чтобы не сказать - позорная. Что
делать?
Элла сталкивается с этим всякий раз, когда вынуждена идти в супермаркет с
маленькой Йонит: девочка усаживается против полок с кормом для собак и требует
купить пару упаковок, поскольку ей нравятся нарисованные на пачках собачьи
мордочки.
- Говорить ей о том, что это еда для собак - бесполезно. Поэтому я иду на
компромисс: покорно гружу пакеты в тележку и довожу до кассы или до ближайших
полок, где внимание Йонит переключается на что-то другое. Там и избавляюсь от
лишнего груза. К кассе наша тележка всегда подъезжает, наполненная ерундой.
Потом удается уговорить дочку ограничиться какой-нибудь мелочью.
Вообще, воспитывать ребенка вне домашних стен очень трудно. Если у Йонит
происходит вспышка гнева дома, мне намного легче остановить ее. Если она не
хочет ложиться спать, я все равно унесу ее из салона, невзирая на вопли - и она
это знает. Действительно, сколько можно кричать, если все равно никто не
обращает внимания? Ей надоедает, и становится тихо. Но когда она начинает
орать, как пожарная сирена, на публике - я выгляжу жестокой матерью перед
несчастным ребенком.
Понимать, но не поддаваться
Д-р Керен подразделяет родительскую реакцию на три категории. В одном случае
родители сдаются, не в силах выдержать крики и агрессию ребенка - и уступают
ему. Другие реагируют вполне «адекватно» - кричат точно так же, как их ребенок,
сулят ему всевозможные наказания или шлепают упрямца. И есть умудренные опытом
родители, которые не пугаются ребенка, не кричат и не распускают рук. Они
знают, что и это пройдет. Следовательно, нужно вести диалог: «Я понимаю, ты
злишься, потому что хочешь. Но я уже сказал/а тебе - хватит! Ничего не
поделаешь, ты должен это принять». Конечно, эти слова не успокоят ребенка
немедленно. Но только проявленная вами твердость заставит его искать иные
методы достижения своих целей.
Если малыш впал в ярость в общественном месте, д-р Керен советует сказать ему:
«Я ухожу. Когда успокоишься, иди за мной». Если словесная угроза не поможет,
медленно, но не оборачиваясь, уходите. Очень важно не исчезать из поля зрения
ребенка и не проявлять никаких эмоций. Через какой-то промежуток времени
желание добиться своего сменится страхом потерять из виду маму или папу. Вы
заметите это по изменившейся интонации - теперь нужно обернуться к малышу.
Возможно, сам он не сможет подойти к вам, но выразит желание, чтобы вы взяли
его на руки и утешили - значит, вспышка миновала.
«Иногда дети «нарываются», только чтобы заслужить ваше внимание, - говорит д-р
Керен. - Это может означать, что родители не уделяют должного внимания тому
хорошему, что делает ребенок, но плохого поведения не пропускают. Кстати, часто
так ведут себя старшие дети в семье, когда после появления в доме младенца
родители меньше времени посвящают им».
Чтобы избежать излишних конфликтов, родителям нужно понять ребенка и причину
его гнева. Одновременно нужно овладеть сложным искусством «установления границ
допустимого поведения» (этот излюбленный термин детских психологов
подразумевает целую систему запретов, поощрений, наказаний и видов родительской
реакции на выходки ребенка. В первую очередь речь идет об умении внушить
бунтарю, что вы не поддадитесь на его провокации и не измените своего мнения).
Не стоит своим поведением намекать ребенку, что при помощи слез, криков и
прочих крайних мер он может добиться своего. Словами «потом, не сейчас, позже»
вы учите малыша терпению, умению отложить исполнение желаний на более
подходящее время - качества несомненно полезные. Родители, которые взвешивают
каждую просьбу ребенка и решают, удовлетворить ее или нет, тем самым дают ему
почувствовать - его понимают, но не идут у него на поводу.
Очень часто детское упрямство вызывает в родителях прежде всего сильное
раздражение (думаю, с этим согласится почти каждая мама). Но беда в том, что
родительская ответная резкость, крик или шлепки только разжигают и провоцируют
новые вспышки гнева. Ребенок еще не понимает, что вас злит только его
поведение, но не он сам. Обида вызывает снова злость, получается замкнутый
круг.
Если же папа и мама готовы «купить» себе покой ценой бесконечных уступок и
подарков, это работает - но недолго. Ребенок быстренько усваивает, какое именно
поведение заставляет родителей выполнять его требования, и это поведение
фиксируется. Более того, постоянная уступчивость создает у ребенка ощущение
всемогущества. Когда ваше дитя попадет в детский сад, эта иллюзия непременно
разрушится, что принесет немало боли и обид малышу. Рано или поздно наступит
период разочарования в родителях, ребенок может даже обвинить их в вещах,
которым его не научили в бунтарском возрасте.
Единым фронтом
Некоторые дети очень ловко используют в свою пользу родительские разногласия по
поводу правильной реакции на вспышки детского гнева и упрямства. Живой пример:
мама считает, что перед едой нельзя давать ребенку сладкого. Папа уверен, что
маленькая конфетка большого вреда не принесет - тем более, что ребенок так
безутешно (и давно, к слову сказать) плачет. Поверьте, даже использовав с
выгодой для себя папину слабость, малыш будет травмирован тем, что родители
поссорились из-за него.
Поэтому следует заранее предусмотреть свое поведение в каждой конкретной
ситуации, скоординировать действие - и постараться быть твердыми и
последовательными. Только так можно внушить ребенку, что в доме приняты строгие
правила поведения - нельзя портить вещи, нельзя драться, нельзя бросать еду на
пол. По себе знаю, как трудно быть последовательным после напряженного рабочего
дня, как хочется сделать все, что угодно, только бы наступила тишина. НО!
Непредсказуемое поведение родителей приводит к тому, что ребенок вновь и вновь
повторяет попытки добиться желаемого методом скандала. Не стоит сбивать его с
толку.
Если ребенок отказывается выполнить вашу просьбу, можно вступить с ним в
переговоры. Но если вы отказываетесь удовлетворить желание ребенка, обсуждение
излишне. И он, и вы просто знаете - есть вещи, которые не обсуждаются.
Например, нельзя ездить на машине без ремня безопасности и не в детском
креслице, нельзя играть с электричеством, а дорогу переходят только за руку со
старшими. Мотивируйте свой отказ, дайте ребенку логическое объяснение - и
больше не возвращайтесь к этой теме. Дорит, мама маленькой Лиз, рассказывает:
«Я приучила дочку к слову «опасно». Я говорю это слово резко, особым тоном - и
Лиз знает, что здесь нужно остановиться. Например, когда мы подходим к перекрестку,
и Лиз начинает вырываться или вылезать из коляски, я всегда говорю: «Опасно!
Машина может ударить тебя, будет больно!». После этого я просто крепко беру ее
за руку, и никакие возражения на меня больше не действуют». Этот метод
действует, хотя и не сразу.
Тревожные признаки
Не стоит создавать у ребенка впечатления, что он делает что-либо в виде
одолжения вам. Такая ситуация способна предоставить в руки малыша оружие для
управления родителями. Отнеситесь к ребенку с уважением, но не лебезите перед
ним. Все, что родители просят ребенка сделать, он делает не столько для них,
сколько для себя.
Хотя вспышки гнева и являются частью нормального процесса развития, порой они
являются признаком серьезной эмоциональной проблемы ребенка.
- С возрастом проявления злости и упрямства претерпевают изменения, - говорит
д-р Керен. - Поведение шестилетнего ребенка должно отличаться от двухлетки. Да
и смысл вспышек гнева в разном возрасте различный. Можно предположить, что в
возрасте 3,5-4,5 лет поведение ребенка смягчится само собой, агрессивность
уменьшится - если только родители проявят правильную реакцию в критические
моменты и приучат ребенка выражать свои эмоции в иной форме.
Когда пятилетний ребенок злится, с ним можно обсудить причину гнева и
предложить ему несколько способов выхода из проблемной ситуации. Но если и в
этом возрасте он продолжает в гневе драться, бросать предметы и кричать - это
может говорить об эмоциональных затруднениях. Иногда агрессия проявляется в
садике, где малыш выплескивает то, что вынужден сдерживать дома. Многое зависит
от отношений в семье. Иногда родители не понимают, насколько поведение ребенка
связано с их собственным поведением и отношениями между ними.
Есть и другие причины, при которых все поведение ребенка демонстрирует
хроническую озлобленность и выглядит в глазах профессионала криком о помощи.
Чаще всего это постоянное напряжение между родителями, сопровождаемое словесной
или физической агрессией; задержка физического или эмоционального развития
самого ребенка; полная неспособность родителей проявить твердость и
последовательность в определении границ допустимого поведения ребенка;
неподходящая система наказаний и т.д.
Иногда немотивированную агрессивность проявляют дети с проблемами внимания и
обучения, с нарушениями или задержкой речевого развития. В этих случаях вспышка
гнева может произойти внезапно, практически без повода. Иногда ребенок вымещает
свою злость на младших или более слабых детях. Такую ситуацию игнорировать
нельзя - лучше обратиться за помощью к профессионалу. Встреча с психологом или
педконсультантом может многое прояснить и для родителей, и для воспитателей
ребенка.
Если вспышки гнева мешают повседневной жизни ребенка, происходят ежедневно или
несколько раз в неделю, если малыш почти не играет, а злость является
преобладающим качеством его характера - необходима помощь детского психолога.
Эти симптомы являются проблемой не только ребенка (если только он не является
психопатом, что бывает очень редко), его родителям помощь нужна не меньше.
Попробуйте понять, что мешает ребенку. Далеко не всегда нужно срочно обращаться
к психиатрам. Когда речь идет о двух-трехлетках, полезные рекомендации может
дать и детский врач. Можно получить помощь и консультацию в центрах душевного
здоровья ребенка, где к услугам родителей - опытные специалисты по психологии и
развитию малышей. Еще один адрес, по которому могут получить помощь будущие
родители и родители детей моложе 3-х лет - отдел грудного возраста («яхида
ле-гиль ха-йонкут») Службы здоровья «Клалит»
Главные выводы
* Младенец появляется на свет с врожденной способностью выражать гнев - без нее
он бы не выжил.
* Вспышки гнева у детей могут принимать самые неожиданные формы. В первую
очередь, это зависит от характера ребенка. Оказывает влияние и его отношения с
родителями, и их умение внушить ребенку допустимые границы поведения.
* Вспышки гнева чаще всего начинаются к двум годам. Так проявляются попытки
ребенка утвердить свою независимость. Этот возраст психологи называют
«бунтарский» - и вспышки гнева являются частью нормального эмоционального
развития ребенка.
* Этап, на котором ребенок учится отказываться, может вызвать множество
конфликтов между ним и родителями. Ребенку еще только предстоит освоить науку
«грамотного» проявления негативных эмоций. И для этого ему понадобится
поддержка окружающих, в первую очередь родителей.
* Чтобы избежать излишних конфликтов, родителям нужно понять ребенка и причину
его гнева. Не стоит своим поведением намекать ребенку, что при помощи слез,
криков и прочих крайних мер он может добиться своего.
* Если вспышки гнева мешают повседневной жизни ребенка, если это происходит
ежедневно или несколько раз в неделю, если малыш почти не играет, а злость
является преобладающим качеством его характера - необходима помощь детского
психолога.
Часто я не знаю - волочь ли мою упрямицу прочь, уступить ей (только бы,
наконец, заткнулась) или проявить педагогическую твердость, невзирая на позор.
Трудно быть последовательным после напряженного рабочего дня, хочется сделать
все, что угодно, только бы наступила тишина.

НАБОР ИНСТРУМЕНТОВ

НАБОР ИНСТРУМЕНТОВ
Рассказ.
У Пашки на чердаке хранился волшебный ящик. Он ему достался в наследство. От деда.
Дед у Пашки был боевой. Никаких трудностей не боялся. Кран мог починить, лампочку в подъезде поменять, табурет сбить, и даже колесо в велосипеде заклеить и накачать, и всё это с шутками и улыбкой. А все благодаря своему волшебному ящику, в котором лежал набор разных инструментов.
Об одном из них, Пашка знал особую историю.
Вот и сейчас, летом на каникулах, в послеобеденное время, когда на чердаке в солнечных лучах летают и кружат тысячи маленьких пылинок, нежно воркуют голуби на карнизе, Пашка сидит на коленях перед своим волшебным ящиком, перебирает инструменты и вспоминает рассказ деда..
Большая крестовая отвёртка, с замотанной изолентой рукояткой.
Эта отвёртка появилась первой в арсенале Михаила Аркадьевича.
В далёком, 1943 году, когда наши войска вынужденно отступали, в их город снова вошли немцы. Дед был тогда такого же возраста, как Пашка сейчас. Ему было всего 12 лет.
Беспризорники. Их было много во времена войны. Дети, лишившиеся и дома, и родителей, и детства.
Одним из беспризорников был Пашкин дед.
- Миха, гони сюда! - крикнул Сеня. - Наши уже все собрались.
На окраине города, под сводами разрушенного при бомбежке завода, дети нашли себе временное пристанище, оборудовав тут свой штаб. Сюда они приносили жалкие крохи еды, добытые за день, вещи, которые потом можно было обменять на продовольствие. Все это они делили поровну между собой, не забывая о младших.
Сегодня им повезло. Миха, Жека и Антон заработали целую булку настоящего черного хлеба. Мальчики всю ночь помогали разгружать вагон на дальней станции старому смотрителю, и прятать коробки с чем-то очень важным в подвал, что бы они не достались немцам. Потом, когда уже все было завершено, и они получили свою награду, издалека они видели, как на машинах на станцию приехали немцы, сначала выволокли смотрителя из будки, а потом сильно его избив, забрали с собой. Мальчики знали, что назад он уже вряд ли вернется.
Младшие, Петька и Генка, приволокли откуда-то старую фуфайку. Она в двух местах была пробита пулями, но еще очень годилась для носки. А впереди была долгая, холодная зима, и фуфайка очень пригодится одному из них. В её то кармане и была почти новенькая крестовая отвёртка.
Жека, покрутив в руках отвёртку, сказал:
- Пожалуй, я возьму её себе. Я среди нас старший. Смогу пробраться к депо и проколоть ею шины на немецких грузовиках.
План диверсии мальчики задумали уже давно. Раз их не брали на фронт, то здесь, в тылу, они должны были защищать свой народ и стать настоящими партизанами. И как можно больше вреда принести немецким оккупантам. А оружие, они добудут в бою, как настоящие солдаты.
Немного поспорив о том, кто же сможет лучше выполнить их нехитрый план, они все, всё же уступили Жеке. Ему было уже 13 лет. Он смог сбежать из детского дома, еще до войны. Поэтому был опытнее их всех.
Перекусив хлебом и запасливо припрятав назавтра, ребята решили пораньше улечься спать, ведь впереди у них будет важный и полный опасностей день. Сбившись возле костра в кучу, как малые кутята, уже через пару минут, они сопели, заснув крепким сном, как будто рядом совсем не было войны.
- Миха, - буркнул Жека в самое ухо, - пойдешь завтра со мной?
- Пойду, - так же шепотом ответил тот.
Успокоившись, и поплотнее прижавшись к Мишке, Женька засопел. А Мишка еще долго лежал с открытыми глазами, глядя на кусочек полночного, звёздного и такого спокойного сегодня ночью неба, проглядывавшего сквозь пробоину в крыше, и думая, что завтра он может его уже не увидеть.
Мальчики проснулись чуть свет. Выдвигаться к депо надо было до восхода солнца, тогда был шанс, что их не заметят. Малые разведали, что возле депо расположилась отборная дивизия и штаб войск СС. Грузовики должны были перебросить дивизию дальше, к линии фронта.
Их план был прост - прокрасться к депо и проколоть шины на грузовиках. Немцам не на чем будет передвигаться, и они опоздают к наступлению. И тогда наши войска обязательно победят. И вернуться. И освободят их город. И вообще - всех освободят и война закончится.
Пошли трое: Женька, Миха и Антон. Антон должен был остаться у дальнего забора и ждать, когда ребята вернутся. Проход у дальнего забора был их отступлением. И если на обратном пути, их будет поджидать там засада, Антоха должен подать условленный сигнал - два раза свистнуть. А свистел Антоха среди них лучше всех.
К депо ребята прокрались никем незамеченные. Удачно обошли патруль на Заводской улице и свернули к лазу в заборе.
- Ну, Антоха, зря не светись. Жди нас. Мы скоро, - напутствовал Женька.
Мишка молчал, ковыряя носком ботинка землю, грея в кармане отточенный гвоздь.
- Хорош, прощаний, - буркнул Антон. - Чай, не бабы. А свое дело я знаю.
Еще раз ребята посмотрели друг другу в глаза, и Жека с Михой молча, скрылись в дыре забора.
Ползти пришлось на брюхе, прячась в пожухлую траву. Короткими перебежками, преодолевая железнодорожные пути, пролезая под вагонами, ребята все ближе подбирались к цели. Уже послышалась немецкая речь. Ребята увидели грузовики. Вокруг них спокойно разгуливали немецкие солдаты. Первые, которые проснулись. Через полчаса их тут будет полно и тогда к машинам вовсе не подойти. Ребята понимали это.
- Ну, и как мы туда подберёмся? - пнул Мишку в бок, Женька.
- Тише, ты, - шикнул тот в ответ. - Сейчас что-нибудь придумаем.
Придумать что-то ребята не успели. На площадку к машинам откуда-то выскочили два маленьких щенка, и привлекли внимание немецких солдат.
- Бежим! - шикнул Миха.
И пригнувшись к земле, что есть сил, мальчишки побежали к машинам. Подлезть под днище не составило большого труда. Отвёртка и гвоздь знали своё дело. И с шумным свистом из колес начал выходить воздух.
«Одно, второе, третье.», - считал Мишка. «А это вам за отца, это за мать!!!.», - гвоздь легко входил с силой и злостью в неподатливую резину.
Около крайней машины Мишка услышал прямо над своей головой:
- Was ist los? Was ist das? (Что случилось? Что это такое?) - Schneller! (Быстро!) Руссишь партизанн! - раздалась автоматная очередь, одна, вторая.., по площадке затопали солдатские сапоги, звякая подковами.
Миха вжался в колесо, сидя под крайней машиной. «Где же Жека?!» - он внимательно всматривался под другие машины. Кругом бегали немецкие солдаты, стреляли, что-то крича.
И тут Мишка увидел под соседним грузовиком Женьку..
Мгновение! И немец вытягивает Женьку из-под машины.
Не зная как, Мишка оказался рядом и вонзил свой гвоздь немцу в ногу, чуть выше колена. Немец заорал и ослабил хватку. Мишка дернул Женьку за руку и почувствовал под своими пальцами кровь. Отвёртка выпала из Женькиной руки, а он сам, мягким кулем, навалился на Мишку.
Слёзы застилали Мишкины глаза, в ушах шумело. Гул. Сплошной гул от криков чужой речи, от нескончаемых выстрелов, от буханья пульса в голове.
Миха схватил, выпавшую из рук друга, отвёртку. Сейчас эта отвёртка была единственным его оружием.
Сзади за плечо схватила крепкая мужская рука. Не думая, Мишка вонзил в неё отвёртку, рука пропала, а Мишка бросился бежать. Куда? Неважно! Главное подальше от этого ада, от ещё тёплой, но мёртвой Женькиной руки.
Как заяц по степи, Мишка петлял по путям, прыгая, пригибаясь, бегом, пролазив под вагонами, мчась, не видя почти ничего на своём пути. В спину стреляли, орали, почти догоняли..
Неожиданно, Мишка рухнул под землю. Сверху посыпалось - сначала земля, потом какие-то доски и камни.., а потом наступила долгожданная тишина.
«Наверное, меня убили..», - это последнее о чём подумал Мишка.
.. Сверху что-то капало на лицо. Голова была тяжёлой, и мыслей в ней не было. Совсем. Мокрая одежда цементным комом сдавливала всё тело. Болела грудь и спина. Вокруг и на самом Мишке было много битого кирпича и различных обломков досок. Мишка понял, что почти целиком засыпан землей, а сверху завален строительным мусором.
Сначала он попробовал пошевелить рукой, а когда почувствовал в ней зажатую отвертку, то вспомнил всё.
Немного придя в себя, Мишка решил, что пора выбираться из своего укрытия. Вокруг всё было тихо.
Понадобилось много времени, пока обессиленный, со сломанной рукой, Мишка выбрался из-под завала и вылез наверх из шахты люка. Такие люки иногда встречались на железнодорожных путях. Тот, в который провалился Мишка, был, видимо, разрушен при бомбёжке.
Шёл дождь. Еле переставляя ноги, Мишка побрел к их заводу. Перелезая через дыру в заборе, он вспомнил об Антоне. Сколько дней он провалялся засыпанный в люке? Что случилось с Антоном? Найдёт ли он своих ребят на заводе? И что стало с Женькой, вернее, с его телом, которое надо бы похоронить, как солдата, геройски погибшего в бою?!
Мишка пробирался окраинами. Где-то вдали громыхали взрывы, приглушённым эхом раздаваясь в остатках городских улочек.
На разрушенном заводе никого не было. Пепелище от костра было холодным. Сверху, сквозь пробоину в крыше, капал дождь. Мишка без сил рухнул на лежак.
- Мих! Мих! Вставай! - кто-то толкал Мишку в гудевшее плечо.
Открыв глаза, Мишка увидел над собою Сеню и Генку. А еще какую-то женщину, в фуфайке и белой косынке с красным крестом. Она улыбалась и гладила Мишку по голове.
- А мы тебя искали!
- Мы, знаешь, сколько везде оббегали?!
- А Антоха ранен был! В плечо! Но не сильно! Он вас до последнего ждал!
- А еще - НАШИ в город пришли! И тётечка наша!
- Она тебе поможет! И накормит!
Ребята галдели наперебой, пытаясь скорее поделиться последними новостями.
Мишка пролежал в том люке без сознания четыре дня. За это время войска Красной Армии, с ожесточенными боями вошли в город и освободили его. Разбили крупнейшую немецкую дивизию войск СС, которые не смогли вовремя отступить. Поговаривали о нашей диверсионной группе, засланной в тыл врага и отрезавшей им пути отступления.
Женьку нашли и похоронили, вместе с другими солдатами, сражавшимися за освобождение этого города. Со всеми почестями!
Когда Мишка поправился, он вместе с ребятами и военврачом госпиталя, при котором их оставили, как помощников, пошли на могилу друга. Мишка вынул из кармана и воткнул в могильный холм Женькину отвёртку.
- Это твоё, Жека! - сказал он и отвернулся, скрывая скупую мужскую слезу, катившуюся по щеке.
- Нет, Миш! Это оружие, которое досталось тебе в бою! - сказал военврач, вкладывая отвёртку в Мишкину руку. - И Женька был бы рад, если она останется у тебя на память о нём.
Пашка с трепетом еще раз посмотрел на отвертку у себя в руках, а потом бережно положил её обратно, к остальным инструментам. И подумал, что обязательно будет таким же смелым, как его дед.

Для справки


Сегодня утром мы аськались с Витой, делились друг с другом своими недомоганиями в виде отсутствия памяти и рассуждали на тему "чем лечиться".
Всплыло слово "отдых".
Долго вспоминали - что это. А потом Вита прислала мне такую штуку:
"Свободное время (досуг) - обычно обозначают как период времени, когда человек, не имея обязательных дел (работа, домашние дела, учёба, еда, сон и т. д.), предоставлен самому себе в выборе занятий. Активную деятельность, аналогичную работе, которую человек выбирает сам в такое время, называют хобби, оно выполняется ради самой деятельности, а не ради заработка."
Ну дак вот. Наряды практически готовы, обувь и кольца купили, с парикмахерами-визажистами-маникюршами договорились, рушники есть, машины вроде тоже, стол-лавки-посуда найдены, меню обговорено и утверждено, КрАлкНапы куплены, приглашения сделаны (ручная работа между прочим) и вручены-разосланы, путёвки оформлены, визы получены.
Осталось: заказать торт и каравай, воздушные шары, букеты невесте и свидетельнице, довязать сумочку невесте и дошить ей меховую пелеринку (а то не май-месяц), взять напрокат украшения для машин и аксессуары для фото-сессии, написать сценарий свадебной вечеринки, выскоблить квартиру, вынести мебель, закупить продукты, приготовить их, привезти и расставить столы и лавки, накрыть столы, не заплакать в ЗАГСе и членораздельно произнести душевные слова на встрече молодых с караваем, весело провести вечеринку, проводить молодоженов в свадебное путешествие - я ничего не упустила? Ах, да! На всё про всё всего 10 дней.
Досуг, ага.