среда, 17 июня 2009 г.

Мост через реку Квай

Мост через реку Квай

The Bridge on the River Kwai

Страна: США, Великобритания

Год: 1957

Жанр: драма, приключения, военный

Время: 155 мин.

Режиссер: Дэвид Лин

В главных ролях: Уильям Холден, Джек Хоукинс, Алек Гиннесс, Сессю Хаякава, Джеймс Дональд и др.

Есть фильмы, не рассказывая сюжет которых, довольно трудно дать понять, что за фильм, о чем и какие есть причины его посмотреть. Я не люблю и возможно даже не умею рассказывать сюжеты фильмов и никогда не считаю это ценным в рецензиях. Намного важнее дать понять что за фильм. Собственно для этого рецензии и пишутся. Хотя и не всегда. Как-то я поймала себя на мысли что фильм может задеть так сильно, оставить такие глубокие впечатления, что возникает необходимость высказаться, разложить по полочкам свои впечатления и просто с кем-то поделиться. Но так как сейчас в моей жизни проходит период некоторой опустошенности и равнодушности, ни один из последних просмотренных мной фильмов не задел меня настолько сильно чтобы я писала рецензию, толкаемая желанием поделится той силой впечатлений, которые на меня произвел фильм.

А "Мост через реку Квай" был просмотрен, традиционно по рекомендации, я называю это "поднять якорь", если человек, вкусу которого я доверяю, посоветовал мне посмотреть фильм, я должна это рано или поздно сделать, иначе останется ощущение незаконченного дела. Вот я и сделала. Посмотрела. Правда за 2 приема, но это не важно. Включив на следующий день вторую половину фильма, я обнаружила, что прошедшего времени как и не было, было ощущение что я только на пару минут отлучалась и теперь просто отжала паузу. И я снова погрузилась в этот мир кино 50-ых. Я не зря упоминаю год создания фильма, по качеству цветопередачи, по звуку и общей визуально-звуковой картине фильма сразу легко понять, что фильм старый и это в нем ценно, другим он быть не может. Немного гротеская естественность, вот что отличает старые американско-английские фильмы, от современных, и что так важно в фильме основанном на исторических событиях. Дело в том что в 1943-1944 на территории Таиланда действительно проходило строительство железнодорожного моста через реку Квай, который был участком железной дороги соединяющей Бирму и Сингапур, и строился этот мост пленными английскими заключенными. Об этом и фильм.

Но ценен фильм не историей, а своей психологичностью. Интересные, с психологической точки зрения, личности, глубокая проработка героев, сопоставление психологии восточных людей и представителей запада, и главное, отсутствие суждений и однозначной оценки. Чувство долга есть у каждого, и особенно ярко оно, как правило, проявляется у людей военных, ибо армия воспитывает в человеке не только способность подчиняться и командовать, но и глубокое чувство долга перед страной, властью, родными, которое основано на внушении "твой долг" (победить, освободить, быть достойным, быть благородным, быть героем). А так как почти все герои фильма люди военные, фильм пропитан чувством долга. Его наличие у каждого значимого героя фильма не оспаривается, вопрос в другом, как оно проявляется? Какие стороны человеческой натуры всплывут, как поступит человек, когда молоточек "я должен" "это мой долг", застучит слишком сильно? Как его удары повлияют на судьбу, причем на судьбу не только самого человека, но и зависимых от него (а иногда любящих его) людей? Чем может обернуться эта подсознательная потребность выполнить свой долг, тогда когда тот объект, которому человек всегда был должен, потеряет свое значение, его власть над умом человека рассыплется, а потребность останется?... В фильм "Мост через реку Квай", эта тема раскрыта, я даже считаю, что она в нем является ключевой.

"Не спрашивай, по ком звонит колокол, он звонит по тебе" (с)...

Комментариев нет:

Отправить комментарий