вторник, 10 марта 2009 г.

Чисто техническое :

Про второе лицо ("ты идёшь, ты стоишь...") в литературе. Естественно, ИМХА и ничего окромя. В кучу смешаны личные впечатления, лично моя психология, лично мои тараканы и более-менее технические советы.

Ставила я такие эксперименты (в ГП-фэндоме тоже ставила, "Гриффиндорец", к примеру, там такое перво-второе лицо идёт). И вот чего скажу:

1) энергетика текста таки реально повышается. Равно как и "вовлечённость" читателя в текст. Особенно "цепляет" ролевиков и заядлых игроков в компьютерные игрушки: второе лицо предполагает бОльшую степень отождествления, примерки на себя, чем первое и, тем более, третье;

2) в связи с п.1 - второе лицо я лично предпочту писать в настоящем времени. Вживлять читателя в текст - так на полную катушку;

3) "ты" в каждом предложении убирается довольно легко - путём кучи безличных предложений: "Ты проснулся. Встаёшь и ковыляешь в душ. Свет лампочки отображается в кафеле, режет глаз, кажется, будто голым стоишь на сцене, и сейчас появится равнодушный режиссёр...";

4) длинный текст таким макаром всё равно не напишешь. Точнее, написать можно, но с какого-то момента у читателя начнётся отторжение. Я это для себя маркирую, как перегруз вовлечённостью в ситуацию. Возможно, есть иные мотивы;

5) второе лицо для меня лично - самое сложное. Автор уже не отождествляет себя с персонажем (не "я", а "ты"), читатель ещё неизвестен. Посему (безотносительно к какому бы то ни было тексту) я люблю читать такие эксперименты. И особенно люблю, если они удаются, но это уже тема иного разговора

Комментариев нет:

Отправить комментарий