«Чудо переходящих одно в другое состояний, это чудо превращения вялой гусеницы, тупой куколки в нежно-прекрасную бабочку, глубоко трогало человека, стало для него подобием собственных душевных превращений, подарило ему надежду на то, что когда-нибудь он оторвется от земли и поднимется в озаренные светом сферы вечности» Э. Эппли
Бабочки - одни из самых восхитительных живых существ, завараживающих нас своим бесшумным полетом и красотой крыльев.
Бурный расцвет чешуекрылых связан с распространением на планете цветковых растений в середине мелового периода - около 100 млн лет назад и уже несколько тысячелетий бабочки будоражат воображение человека.
В эпоху палеолита бабочка олицетворяла богиню «Великую мать», владевшую всем сущим на земле.
Бабочки рождаются, чтобы умереть, дав жизнь новому поколению. Большинство из них живет всего несколько дней, за исключением монарха, который может жить до шести месяцев. За свою короткую жизнь самка бабочки может отложить более 1000 яиц. Символ души, бессмертия, возрождения и воскресения, способности к превращениям, к трансформации, так как это крылатое небесное существо появляется на свет, преображаясь из мирской гусеницы.
Для понимания религиозно-мифологической символики бабочки наиболее важен тот факт, что она появляется на свет весной из куколки, в которую осенью превратилась гусеница.
Куколка напоминает саван, окукливание гусеницы - смерть, а бабочка - душу, которая покидает мертвое тело и устремляется в райскую жизнь. Бабочки не едят и не пьют; они прекрасны, легки и заняты одной лишь любовью.
Изображения этих крылатых созданий оставили на фресках египтяне еще 3.5 тысячи лет назад, соотнося их стадии жизни с жизнью человеческой - от зарождения сознания до просветления, воскрешения души. Вполне возможно, что искусство мумификации трупов возникло из подражания действиям гусеницы, превращающейся в бабочку.
Психея (греч. «душа», «дыхание») - в древнегреческой мифологии олицетворение души, дыхания; представлялась в образе бабочки или молодой девушки с крыльями бабочки.Зевс, восхищенный силой ее любви к Амуру, навсегда освободил ее от смерти.
О.Бернар (Бернардо ди Ниор). Амур и Психея, 1785 г. Эльфы - духи воздуха, пришедшие к нам из скандинавской мифологии, изображались в виде маленьких человечков с крыльями бабочки.
Иллюстрация к сказке "Дюймовочка"В Японии считают, что увидеть бабочку у себя в доме - к счастью: они символизируют все лучшее в жизни человека. Поэтому ритуальный «танец бабочек», выражающий радость жизни, традиционно открывает здесь торжественные шествия и праздники. Именно в древнеяпонской классике впервые описан обычай выпускать на свадьбе пару живых бабочек. В Японии это насекомое считают символом экстатической радости, женской суетливости и ремесла гейш; пара бабочек символизирует супружеское счастье.
В Китае до сих пор жених перед свадьбой дарит невесте живую или нефритовую бабочку - символ неизменной любви. В Китае это крылатое существо обозначает бессмертие, досуг в изобилии, радость и лето.В Китае бабочка - эмблема развлечений и знак влюбленных. Китайское слово, обозначающее бабочку, омоним слова «слива», а также слова «семьдесят» - отсюда, возможно, происходит метафора, обозначающая красоту в преклонном возрасте.
Изображенная со сливой бабочка символизирует долгожительство и красоту, с хризантемой - красоту в старости, с пером - долголетие.
В Бирме полагали, что «вин-лайк-пья», то есть душа-бабочка, вылетает из тела во время сна, встречается с душами-бабочками других людей и животных и возвращается, когда спящий проснется. Бирманским детям и поныне внушают, что нельзя внезапно будить человека, потому что «вин-лайк-пья» может не успеть вернуться и человек умрет.
Образ бабочки встречается в даосских притчах. Так философ Чжуан-цзы однажды во сне увидел себя бабочкой. Проснувшись, он не мог понять: Чжуан-цзы видел во сне, что он - бабочка, или бабочке теперь снится, что она - Чжуан-цзы?
В Древней Мексике бабочка относилась к атрибутам бога растительности, весны и любви, «Принца цветов» Шочипильи. Кроме того, она была связана с Солнцем и являлась символом колышащегося огня.
Бабочки считались символами душ павших воинов у ацтеков, их приносили в жертву некоторым мексиканским божествам. Бабочка принадлежала к обитателям неба и управлялась богом дождя Тлалоком. Эту сферу царства мертвых ацтеки представляли райской. Для всех народов Центральной Америки бабочки символизировали богатый плодородный растительный мир. С ними обращались бережно, так как видели в них души мертвых, которые вновь возвращаются на землю.
По древней легенде ацтеков и индийцев - бабочки передают наши желания небесам, и если нашептать бабочке свое желание и затем выпустить ее, то оно непременно сбудется.
У южных славян к бабочке обращаются с просьбой о дожде во время засухи, считая, что она «;летает возле бога и просит о дожде».
У христиан и католиков бабочка часто изображается сидящей на руке младенца Христа, и является символом возрождения и воскрешения души.Райский сад ассоциируется с обилием цветов и порхающих бабочек.
Трепещущие крылья бабочек также символизировали солнечный жар, например, в кельтской традиции.
В Глостершире говаривали, что если первая встреченная в это лето бабочка окажется белой, то весь год будешь есть белый хлеб - иными словами, будешь процветать и вкусно питаться. Если бабочка коричневая, то сможешь себе позволить только более скромный черный хлеб. В Уэстморленде белых бабочек раньше называли папскими; в день реставрации короля Карла II, 28 мая, стаи мальчишек гонялись за ними; пестрых же называли бабочками короля Георга - такие в этот день уничтожению не подлежали (по крайней мере, в принципе). В приграничных с Шотландией районах раньше охотились за красными бабочками, потому что считали, что это ведьмы.
Научное изучение этих насекомых началось сравнительно недавно, примерно 300 лет назад. В книгах восемнадцатого века можно было увидеть цветные картинки, изображавшие модно одетых джентельменов, занимающихся ловлей бабочек. Долгое время коллекционирование было привилегией очень состоятельных людей, они могли оплачивать поездки в дальние страны и превращать дом в маленький музей; в их числе английский банкир лорд Уолтер Ротшильд, русские писатели Владимир Набоков и Михаил Булгаков, физиолог академик Иван Павлов, один из вождей русской революции Николай Бухарин, замечательный энтомолог и коллекционер великий князь Николай Михайлович Романов.Среди наших современников на бабочек обратили внимание Андрей Макаревич и братья Мавроди, обладатели одной из самых крупных коллекций в России. Владимир Набоков открыл 20 видов бабочек и дал им названия. А свою коллекцию в 4324 экземпляра подарил Зоологическому музею Лозаннского университета.
Ученые давали бабочкам имена богов, мифологических героев и известных людей: Парис, Аполлон, Махаон, Подалирий, Поликсена, Елена Троянская, Парусник Румянцева. Знаменитый швед Карл Линей, создатель первой научной систематики животных, относился к бабочкам по-особенному и считал, что они такие же яркие и прекрасные, как и герои мифов.
суббота, 5 сентября 2009 г.
Подписаться на:
Комментарии к сообщению (Atom)
Комментариев нет:
Отправить комментарий