среда, 11 марта 2009 г.

ВЕЧНАЯ ДЕВОЧКА НИНА КРАСНОВА



 

Выпускница Литературного института 1977 года поэтесса Нина Краснова.

Москва, у дверец в Литературный институт, 4 декабря 2008 г.

8.03.09 (Запись 11 марта 2209 г.)

ВЕЧНАЯ ДЕВОЧКА

...То ли потому, что я самая младшая в своей семье, вечно младшая сестра своих старших братьев и своей старшей сестры, то есть вечно я самая маленькая в своей семье, то есть вечно маленькая, то ли потому, что я с детства, уже с двух лет боялась, что я вырасту и стану большой, и не хотела становиться большой и хотела всегда оставаться маленькой и всю жизнь быть маленькой девочкой, чтобы всю жизнь играть в куклы... во мне всю жизнь сохранялась и сохранилась до сих пор, до уже далеко не юных лет маленькая девочка. Она сохранилась и есть и в моем характере, и в моей психологии, и в моей натуре, и в моей внешности, и в моих манерах и поступках... такая какая-то девчоночность, девчонковость, девчачесть, которая не дает мне становиться солидной, умудренной дамой и все время сопротивляется этому... И, сколько бы мне не было лет, я почему-то всю жизнь чувствую себя девочкой... И, может быть, отчасти поэтому (а кроме того и потому, что я не пью и не курю), я всегда выгляжу моложе своих лет. Причем в юные свои годы я выглядела всегда года на три моложе своих лет. Когда мне было семнадцать, я выглядела так, будто мне лет тринадцать... и ходила с косичками или с хвостиками и с голубыми газовыми бантиками в волосах, когда мне было двадцать лет, я выглядела так, будто мне лет пятнадцать... И никак не превращалась в девушку, на которую ребята обращали бы внимание как на девушку: девчонка и девчонка. Потом я стала выглядеть лет на шесть-семь, а потом лет на десять моложе своих лет. В тридцать лет я выглядела лет на двадцать... В сорок - лет на тридцать... И когда мои ровесницы уже отцвели, "как хризантемы в саду", я только начала расцветать... и цвету до сих пор и отцветать не собираюсь. Я - женщина позднего созревания и женщина-долгоцвет, про которую один писатель, выражая не только свое, а общее мнение, сказал (это не я говорю о себе, это другие говорят обо мне): "Есть женщины, которые хороши в двадцать лет, а в тридцать они еще лучше, чем в двадцать, а в сорок, еще лучше, чем в тридцать... а в пятьдесят и так далее - еще лучше... И Нина относится к такому сорту женщин..." 

...Меня до сих пор на улице иногда называют девочкой и девушкой: "Девочка (девушка), где находится такая-то улица?" Иногда называют и мальчиком. На днях я спускаюсь по лестнице в метро, в своей мягкой подплюшевой коричневой кепке с козыречком, а навстречу мне идет женщина наверняка моложе меня по своим годам, но по виду - солидная женщина, и спрашивает у меня: "Парнишечка, где тут улица 2-я Владимирская?.." И это при том, что я сейчас не худенькая, а довольно полная (всю жизнь была худенькая, а в последние годы стала полноватая). 

...А вчера иду я поздно вечером, в первом часу ночи, домой с посиделок журнала "Юность", где я выправляла с верстальщицей один материал и пила чай с фруктовым тортом и с коржиками, обсыпанными ореховой крошкой... и смотрю... с левой стороны тротуара, около машины, стоит группка казказцев... человек десять, я не обратила бы на них особого внимания, как на всех других прохожих, которые днем и ночью есть на улице... что я буду обращать свое внимание на всех прохожих? Но они вежливо-любезно-услужливо окликнули меня:

- Дэвушка, вас подвэзти на машине...

- Спасибо, не надо...

- Вам далэко ыдты?

- Нет, не далеко! - сказала я вежливо и помахала им рукой и пошла дальше своей легкой и быстрой походкой...

И подумала про себя: "дэвушка"... Какая я вам девушка? Я вам в мамы гожусь, а может быть... и в бабушки... Но мне было радостно, что молодые ребята меня по ошибке назвали девушкой.

Конечно, на улице было уже темно, как на картине Куинджи. И они не видели моего лица при темном свете ночи... Но меня при светлом свете дня многие до сих пор называют девушкой.

...Я помню, в 80-е годы поэт Андрей Дементьев вернулся в Москву, в редакцию журнала "Юность" из какой-то своей заграничной поездки и рассказывал сотрудникам и гостям редакции, в том числе и мне, об этой поездке. И восхищенно сказал:

- Там на аудиенции с нами была одна иностранная дама... Ей 60 лет, а она выглядит на 40 лет. Ей 60 лет, а она - молодая женщина! Девушка! Это потрясающе! (Тогда еще женщины, даже и иностранные, не делали косметических операций своего лица и выглядели так, как выглядели, без всяких этих операций.) 

Поэтесса Нина Краснова в детской студии "Изограф".

Москва, Люблино, 7 марта 2009 г. 

СЛУЧАЙ ИЗ ЖИЗНИ ПРО ВЕЖЛИВОГО МУЖЧИНУ

...Я помню, что когда-то очень давно (но для моего рассказа это не имеет значения, когда это было: давно или недавно) я стояла в каком-то продовольственном магазине, в какой-то очереди у себя в Рязани (но для моего рассказа это не имеет значения, где это было: в Рязани или не в Рязани, и в каком магазине)... не помню, за чем я стояла (да для моего рассказала это не имеет значения: за чем я стояла)... за колбасой, наверное... или за сыром... Я стояла около круглого, закругленного стеклянного прилавка в деревянной отделочкой, каких сейчас уже нет (но для моего рассказа это не имеет значения, каким был прилавок, закругленным или незакругленным и с какой отделочкой)... а впереди меня стоял один покупатель (я не помню его в деталях, какого он был вида, в какой рубашке или в каком костюме, да для моего рассказа это все не имеет никакого значения, какого он был вида и в каком костюме, это всё лишние-излишние детали, ненужные для меня)... А продавщица - в белом халате (это я почему-то точно помню) - стояла ко всем покупателям и к нам и к нему задом, что-то искала или что-то укладывала и расставляла на витрине, какие-то банки с зеленым горошком или с килькой в томате (да для моего рассказа это не имеет никакого значения)... И была она вся такая подвижная и миниатюрная. И покупатель, мужчина, сказал ей культурно: 

- Девушка, завесьте мне полкило колбасы (или не колбасы, а чего-то еще, для моего рассказала это не имеет значения, все эти ненужные детали и подробности)...

И продавщица повернулась к нему, вся сияя оттого, что он назвал ее девушкой... А лицо у нее было все морщинистое и старое... и какое-то бесцветное, серое... но такое счастливое оттого, что он назвал ее девушкой и... от этого... молодое сквозь старое и морщинистое... 

И он смутился и сказал ей "культурно" и "вежливо":

- Ой, простите...

(То есть: простите меня за то, что я назвал вас девушкой... По ошибке. Я назвал вас девушкой, а вы - старая старуха...)

И она сразу вся сникла и превратилась в старую старуху Изергиль или пушкинскую Наину, старее, чем была на самом деле.

Нина КРАСНОВА

 

 

Комментариев нет:

Отправить комментарий